Поліклінічне об`єднання м. Кіровограда

Артеріальний тиск

Організація шкіл здоровя для пацієнтів з артеріальною гіпертензією



Организация Школ Здоровья
для пациентов с артериальной гипертонией

Цель обучения пациентов в Школе
Формирование рационального и активного отношения пациентов к заболеванию путём повышения приверженности к лечению и выполнению рекомендаций медицинских работников и мотивации к оздоровлению.
Задачи обучения:
1. Помощь больным в организации их здорового образа жизни, способствующего профилактике осложнений заболевания, путём повышения их гигиенической грамотности и медицинской активности.
2. Повышение информированности больных о своём заболевании, причинах развития осложнений, возможностях лечения.
3. Разъяснение в доступной форме о факторах риска развития осложнений.
4. Обучение больных методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стрессовых ситуаций).
5. Обучение методам самоконтроля за состоянием, приёмам оказания самопомощи при его ухудшении.
6. Формирование у больных ответственного отношения к здоровью, обучение методам профилактики осложнений.
Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в Школе
После окончания обучения в Школе пациенты должны знать:
• Причины, симптомы повышения артериального давления и обострений заболевания (кризов)
• Факторы, определяющие риск развития осложнений заболевания
• Основы самоконтроля артериального давления
• Средства доврачебной самопомощи при повышении артериального давления
• Основы здорового питания, питания при АГ
• Принципы диеты при ожирении
• Влияние поведенческих факторов на здоровье
• Основные группы гипотензивных препаратов, показания и основные побочные действия лекарств, понижающих артериальное давление
После окончания обучения в Школе пациенты должны уметь:
• Применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья
• Вести дневник пациента
• Проводить самооценку и контроль за уровнем артериального давления и факторами, влияющими на течение заболевания
• Следовать назначениям врача, не заниматься самолечением
• Применять средства доврачебной помощи и самопомощи
• Контролировать вес тела
• Контролировать основные факторы риска осложнений
• Для курящих - принимать решение бросить курить, уменьшить вред курения на собственное здоровье и здоровье окружающих
• Контролировать уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к нему
• Использовать все возможное и зависящее от самого пациента для повышения приверженности к лечению, соблюдению рекомендаций врача, оздоровлению.
Структура занятий
Занятия в Школе имеют единую структуру:
• Вводная часть (знакомство с содержанием занятий)
• Информационный раздел (теоретическая часть занятия)
• Активные формы обучения (обучение практическим навыкам)
• Заключительная часть занятия (подведение итогов)
Формы представления материала
Каждое занятие включает краткую инструкцию для медицинского работника по проведению занятия.
Информационный раздел
Информационная часть представлена справочным материалом для ведущего занятия. Главная направленность материала – информирование пациентов о заболевании и повышение их осознанного участия в процессах лечения и профилактики.
Активная часть занятия направлена на развитие у пациентов умений и навыков, необходимых для наиболее эффективного контроля своего состояния и сохранения здоровья.
Содержание занятий
Полный цикл состоит из 8 занятий по 45 минут, посвящённых наиболее важным проблемам, предусмотренным программой Школы.
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония
Занятие 4 . Физическая активность и здоровье
Занятие 5. Курение и здоровье
Занятие 6. Стресс и здоровье
Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии
Занятие 8 . Заключительное
Инструкция
Первому занятию уделяется особое внимание в связи с тем, что кроме раскрытия темы, предусмотренной общей программой Школы, именно при первой встрече закладывается главная цель - желание па¬циентов к сотрудничеству.
Тщательная подготовка к проведению занятия включает и техническое обеспе¬чение: рисунки, схемы, таблицы, муляжи. Необходимо обеспечить участников Школы бумагой, ручками, образцами (или схемами) дневников. Все перечисленное способствует повышению заинтересованности пациентов в занятии.
На первом занятии медсестра сообщает о це¬ли обучения всего цикла, дает краткий обзор тематики Школы. Пациентам рекомендуется записать график работы Школы в дневник. Очень важно попросить пациентов высказать свое мнение и пожела¬ния по проведению занятий, свои ожидания от них. Наиболее общие замечания, пожелания, по возможности должны быть учтены при дальнейших занятиях. Важно уметь переориентироваться в ходе про¬ведения любого занятия, но соблюдая общую систему его построения. Приступая конкретно к теме первой встречи, медсестра кратко описывает его структуру.
При изложении информационного материа¬ла учитываются общие правила:
• необходимость следить за временем;
• избегать пространных рассуждений;
• использовать только понятную терминологию или обязатель¬но пояснить специальные названия
• говорить уверенно, но не излишне назидательно;
• владеть аудиторией.
Каждый активный раздел занятия предусматривает практическое освоение небольшой части новой информации и возможное по¬вторение предыдущего материала. Систематическое заполнение дневника, работа с индивидуальным планом действий способствуют закреплению полученных знаний и приобретению умений.
При подведении итогов каждого занятия медсестра еще раз подчеркивает основные моменты темы, отмечает обязательные успе¬хи пациентов и дает задания по закреплению приобретенных прак¬тических умений.
Занятие №1
Что надо знать об артериальной гипертонии?
Цель:
• информировать пациентов о заболевании и факторах, влияющих на развитие заболевания, осложнения и прогноз;
• обучение пациентов самоанализу индивидуальных факторов риска и составлению плана оздоровления;
• обучение пациентов методике измерения АД и самоконтролю
Содержание:
Что такое АД, и какой его уровень принято считать нормальным. Что такое АГ? Течение заболевания, гипертонические кризы. Провоцирующие факторы развития повышения АД. «Органы – мишени» - основные понятия. Степень АГ – основные понятия. Понятие о риске сердечно – сосудистых заболеваний. Факторы, определяющие риск. Факторы, влияющие на степень АГ. Как правильно измерить АД (приборы, условия, методика)? Дневник пациента с АГ.
Что такое артериальное давление?
Артериальное давление (АД) обозначает силу, с которой поток крови оказывает давление на стенку артерий. Артерии - это крове¬носные сосуды, которые несут кровь от сердца ко всем органам. Ар¬териальное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) и записывается двумя цифрами. Например, 140 на 90 мм рт. ст. Первая цифра (140) называется "систолическое давление" (сами пациенты часто называют его "верхнее давление"). Вторая цифра (90) называется "диастолическое давление" (пациенты назы¬вают его "нижним"). Почему цифр артериального давления две? Потому, что давление в артериях колеблется. Каждый раз, когда сердце сокращается, оно выбрасывает кровь в артерии, и давление в них возрастает. Так образуется систолическое давление. Когда сердце между сокращениями расслаблено, давление в артериях снижается. Давление в артериях в момент расслабления сердца от¬ражает диастолическое давление.
Какова верхняя граница нормального артериального давления?
В настоящее время за верхнюю границу нормы принят уровень артериального давления ниже 140 на 90 мм рт. ст. Норма артериаль¬ного давления взрослого (старше 18 лет) человека не зависит от по¬ла и возраста.
АД колеблется у взрослых людей в зависимости от ряда причин:
• от возраста
• времени суток
• состояния нервной системы
• условий внешней среды
• нервного и физического напряжения
• эластичности сосудов
Ад может существенно изменятся в ту или иную сторону. Оно может понижаться (в покое, во время сна) и повышаться (при волнении, физическом напряжении)
Что такое артериальная гипертония?
Под артериальной гипертонией понимают стабильно повышен¬ное артериальное давление. Другими словами, у такого человека врач неоднократно (минимум три раза), при разных визитах, отме¬чал наличие повышенных цифр артериального давления. У части больных артериальное давление может при некоторых измерениях оставаться нормальным. У других пациентов артериальное давле¬ние повышено практически при всех измерениях.
У пациентов с впервые выявленной или не леченной артериаль¬ной гипертонией принято выделять три степени артериальной ги¬пертонии (табл.1).
Определение и классификация уровней артериального давления

Категории артериального давления Уровень артериального давления (мм рт. ст)
Систолическое Диастолическое
Оптимальное < 120 < 80
Нормальное 120-129 80-84
Высокое нормальное 130-139 85-89
1 степень гипертензии (мягкая) 140-159 90-99
2 степень гипертензии (умеренная) 160-179 100-109
3 степень гипертензии (тяжёлая) > 180 > 110
Изолированная систолическая гипертензия > 140 < 90

Нередко повышенным бывает только систолическое давление, а диастолическое остаётся в норме. Такое состояние носит название «изолированной систолической гипертонии». Это очень распространённая форма гипертонии у пожилых людей.
Факторы риска артериальной гипертонии:
1. Наследственность
2. Возраст
3. Повышенное питание
4. Курение
5. Нерациональное питание (много жирной пищи, мало фруктов и овощей)
6. Повышенное потребление поваренной соли (в т.ч. употребление в большом количестве колбас, солёных и консервированных продуктов)
7. Неумение преодолевать стрессы
8. Гиподинамия – недостаточная физическая активность
Чем опасно повышенное артериальное давление?
Столь повышенное внимание, которое врачи уделяют повышению артериального давления связано с тем, что именно артериальная ги¬пертония является главным фактором риска развития таких серьез¬ных осложнений, как инфаркт миокарда, инсульт (острое наруше¬ние мозгового кровообращения), сердечной недостаточности. Ведь сегодня среди причин смертности первое место занимают именно сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, артериальная ги¬пертония может приводить к развитию недостаточности функции почек или утяжелять течение имеющихся заболеваний почек.
Помните, что в 68 из 100 случаев инфаркта миокарда и в 75 из 100 случаев инсульта у больных было повышено артериальное давление, которое длительно оставалось не леченным или не долеченным (то есть не достигшим нормы)
Зависит ли риск развития осложнений артериальной гиперто¬нии от уровня повышения артериального давления?
Да, зависит. Чем выше артериальное давление, тем выше риск развития всех осложнений артериальной гипертонии: и инфаркта миокарда, и нарушений мозгового кровообращения, и сердечной недостаточности, и поражения почек. При этом помните, что веро¬ятность развития этих грозных осложнений напрямую и в одинаковой степени зависит от уровня как систолического ("верхнего"), так и диастолического ("нижнего") артериального давления.
ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ
□ АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ
□ Возраст: старше 55 лет для мужчин и старше 65 лет для женщин.
Установлено, что при одинаковых цифрах артериального давления риск развития осложнений (инфаркта миокарда, инсульта и других) у пожилых людей в 10 раз выше, чем у лиц среднего возраста и в 100 раз выше, чем у молодых. Поэтому в пожилом возрасте адекватное лечение артериальной гипертонии (то есть достижение нормальных цифр артериального давления) крайне важно.
□ Курение
□ Общий холестерин сыворотки крови более 6,5 ммоль/л.
□ Наследственность. Если у Ваших родственников женского пола
(мать, родные сестры и др.) инфаркты и инсульты были в возрасте до 65 лет, а у родственников мужского пола (отец, родные братья и др.) - в возрасте до 55 лет, риск развития осложнений артериальной гипертонии у Вас существенно повышается.
Таким образом, риск развития тяжелых осложнений складывается из уровня артериального давления и наличия у Вас других факторов риска.
Помните, артериальная гипертония первой степени может быть не менее (иногда даже более) опасна в плане развития осложнений, чем артериальная гипертония третьей степени.
Чем опасно повышенное артериальное давление?
Повышенное АД ведет к повреждению ряда орга¬нов, которые называются органами-мишенями.
Артерии
По мере старения арте¬рии во всем организме по¬степенно становятся менее эластичными, особенно ар¬терии снабжающие сердце, головной мозг и почки. По-вышенное АД усугубляет эту потерю эластичности арте¬рий. Это в свою очередь ве¬дет к затруднению работы сердца и почек.
Сердце
Высокое АД заставляет Ваше сердце работать с повышенной нагрузкой, что в конечном итоге при¬водит к утолщению (гипертрофии) стенок сердца, повышается риск развития аритмии. В последующем, увеличение размеров серд¬ца и нарушение его функ¬ции приводит к появле¬нию одышки, отеков на ногах, что свидетельст¬вует о развитии хрони¬ческой сердечной не¬достаточности (ХСН).
Наиболее частым и тяжелым осложнени¬ем АГ, особенно в со¬четании с атеросклеро¬зом бывает развитие инфаркта миокарда.
Почки
Основная функция почек - это фильтрация крови и освобождение организма от ненужных веществ. Повышенное АД постепенно ведет к утолщению стенок и сужению просвета кровеносных сосудов приносящих в почки кровь для фильтрации. В ре¬зультате, объем почечной фильтрации снижается, и шлаки накапливаются в крови. Позднее это может привести к тяжелой почечной недостаточности, ко¬гда требуется гемодиализ (искусственная почка) или операция по пересадке почки.
Головной мозг
Повышенное АД является од¬ним из основных факторов риска развития инсульта. Очень высокое АД может привести к разрыву кро¬веносных сосудов головного моз¬га, что приводит к кровоизлиянию в мозг (инсульту).
Глаза
Повышенное АД постепенно может привести к разрыву кро¬веносных сосудов глазного яб¬лока и кровоизлиянию. Это, в свою очередь, ведет к ухуд¬шению или даже потере зре¬ния.
Что такое гипертонический криз?
Гипертонический криз – резкий, внезапный подъём АД от нормальных или повышенных значений, сопровождающийся резким ухудшением самочувствия и часто приводящий к осложнениям.
Провоцирующими факторами резкого повышения АД, а иногда и криза могут быть:
• нервно-психические или физические перегрузки;
• смена погоды, магнитные бури (что характерно для метеочувствительных пациентов);
• интенсивное курение;
• резкая отмена некоторых лекарств понижающих АД;
• употребление алкогольных напитков;
• обильный приём пищи, особенно солёной и на ночь;
• употребление пищи или напитков, содержащих вещества способствующих повышению АД (кофеин – большое кол-во кофе, тирамин – шоколад, сыр)
Симптомы криза:
• развивается внезапно, на фоне удовлетворительного самочувствия
• сильная головная боль, головокружение, мелькание «мушек» перед глазами
• тошнота, рвота
• сердцебиение, сжимающие боли за грудиной
• беспокойство, возбуждение или вялость, сонливость
• снижение зрения
• онемение пальцев нарушение речи
При развитии симптомов гипертонического криза необходимо:
Измерить АД
По возможности до приезда врача быстро попытаться самостоятельно снизить повышенное АД:
• Необходимо лечь с приподнятой головой (на высокую подушку )
• Могут быть использованы препараты быстрого действия (таблетка под язык): каптоприл (капотен 20-25 мг или нифедипин (коринфар 10 мг)
• В случае появления загрудинных болей (появление стенокардии) следует принять нитроглицерин под язык
• Можно принять 40-60 капель корвалола в небольшом количестве воды
• Не применять неэффективные средства – таблетки папазола, дибазола, что часто используют больные из подручных средств, чем затягивают и усугубляют своё состояние
• Нельзя резко снижать АД в течение короткого промежутка времени
Как измеряется артериальное давление?
Измеряют АД с помощью специальных приборов – тонометров, которые бывают ручными, автоматическими и полуавтоматическими.
Вот из чего состоит тонометр:
Манжета – накладывается на плечо пациентам.
Груша – накачивает воздух в манжеты, для того чтобы надутая манжета сдавила артерию на руке и на несколько секунд остановила поток крови.
Воздушный клапан – позволяет постепенно выпускать воздух из манжеты, чтобы медленно восстановить поток крови.
Шкала – используется для определения цифр артериального давления.
Стетоскоп – нужен для того чтобы услышать удары крови, возвращающейся в пережатую манжету артерию. В момент, когда с помощью стетоскопа определяют первые удары крови, регистрируется систолическое (верхнее давление). Когда удары исчезают регистрируется диастолическое (нижнее давление).
Техника измерения артериального давления.
Существует несколько обязательных правил при измерении артериального давления:
1. Измерение артериального давления обычно производится в положении сидя, в достаточно расслабленном состоянии, через 5 минут отдыха.
2. Перед измерением артериального давления должно пройти не менее 30 минут после того, как Вы выпили чашку кофе или крепкого чая, выкурили сигарету.
3. Манжетка тонометра должна находиться на уровне сердца.
Техника измерения артериального давления:
1. Во время измерения артериального давления Вы должны сидеть или лежать спокойно, не разговаривать и не следить за ходом измерения.
2. На обнаженное плечо правой или левой руки на 2-3 см выше локтевого сгиба (не туго) накладывается и закрепляется манжетка так, чтобы между нею и кожей проходил только один палец. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки. Ваша рука располагается удобно, в разогнутом положении, ладонью вверх.
3. Манометр должен находиться на уровне манжетки.
4. Закрываем вентиль груши. В манжетку, наложенную на плечо, нагнетаем воздух, пока не будет прощупываться пульс на лучевой артерии. Открываем вентиль. Выпускание воздуха из манжетки вызывает появление тонов (звуков), выслушиваемых с помощью фонендоскопа, помещенного в область локтевой ямки.
5. Следим за показаниями манометра.
6. Первые звуки соответствуют систолическому артериальному давлению, т.е. «верхнему».
7. Исчезновение звуков (последний звук) соответствует диастолическому артериальному давлению, т.е. «нижнему».
К примеру: Вы закрыли вентиль. Накачали воздух до отметки 160 мм рт. ст. Затем постепенно выпускаем воздух. Внимательно смотрим на стрелку манометра. С помощью фонендоскопа выслушиваем пульсовые звуки. Первый звук появился на отметке 140 мм рт. ст. - это Ваше систолическое артериальное давление, т. е. «верхнее».
Далее: Продолжаем выпускать воздух из манжетки до исчезновения последнего звука, который появился на отметке манометра 90 мм рт. ст. - это Ваше диастолическое давление, т.е. «нижнее».
Следовательно, Ваше артериальное давление 140/90 мм рт.ст.
Что делать, чтобы при артериальной гипертонии сохранить здоровье?
• Самое главное – ведите здоровый образ жизни: больше двигайтесь, не переедайте, будьте оптимистом.
• Систематически принимайте лекарственные средства
• Ежедневно контролируйте своё артериальное давление
• Поддерживайте своё артериальное давление на уровне не выше 130/85 мм.рт.ст
Дневник самоконтроля АД
Дата Препарат, доза Цифры АД Частота сердечных сокращений







Занятие №2
Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
Цель:
• информирование пациентов об основных принципах здорового питания
• информирование пациентов об особенностях питания при АГ
• обучение пациентов методике расчета энергетической сбалансированности пищевого рациона
• обучение пациентов самоанализу собственных факторов риска, связанных с привычками и характером повседневного питания и рациональному составлению индивидуального плана оздоровления
Содержание:
Питание и АД. Как влияет питание на АГ? Связь между характером питания и АГ. На что направлена диета при АГ? Как ограничить потребление поваренной соли? Составление суточного меню для пациентов с АГ. Какие изменения нужны в диете при повышенном АД? Какие продукты ограничиваются и какие разрешаются? Основные требования к построению питания при АГ.
Принципы рационального питания
Равновесие поступления энергии с пищей (энергопоступления) и расходования энергии за сутки
Сбалансированность питательных веществ. Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества должны поступать в достаточном количестве и в определенных порциях.
Режим питания- желательно принимать пищу не реже 4-5 раз в день, в одно и тоже время, не переедая перед сном.
Диетические рекомендации
Доказано, что соблюдение диеты при¬водит к снижению артериального давления. Причем эффектив¬ность соблюдения диеты у многих пациентов сопоставима даже с действием гипотензивных медикаментов. Соблюдение диеты сни¬жает артериальное давление уже после 8-недельного ее примене¬ния. Специальные исследования, проведенные среди больших групп населения, показали, что соблюдение диеты приводит к сни¬жению частоты заболеваний сердца на 15% и инсультов на 27%.
Рекомендуются обезжиренные или с пониженным содержанием жира молочные продукты, злаки, фрукты, овощи, орехи, бобы. Предпочтение следует отдавать продуктам, богатым белком и со¬держащим микроэлементы - калий, кальций, магний (эти микро¬элементы обладают гипотензивным эффектом). Диета ос¬нована на приеме 2000 калорий в день, необходимых для ежеднев¬ных энергетических затрат. Желательно принимать пищу не реже 4-5 раз в день, распределяя ее по калорийности суточного рациона примерно следующим образом: завтрак до работы - 30%, второй завтрак 20%, обед - 40%, ужин - 10%. Последний прием пищи дол¬жен быть не менее чем за 2-3 часа до сна.
Употребление «здоровой» пищи
Исследования показывают, что употребление здоровой пищи может и предотвратить гипертонию, и помочь в нормализации уже повышенного АД
В американской программе THOMS только сни¬жение веса на 4,5 кг и увеличение физической ак¬тивности на 50 % привело к снижению систолическо¬го АД на 10, а диастолического - на 8 мм рт. ст
Употребление поваренной соли
• Организм человека нуждается в очень неболь¬шом количестве натрия.
• Соль - основной источник натрия.
• Употребление слишком большого количества соли (хлорида натрия) не полезно для любого человека, но при гипертонии употребление большого количества натрия может привести к ухудшению состояния.
• Если Вы употребляете с пищей много соли, в Ва¬шем организме задерживается жидкость, (вода), что может привести к повышению АД.
• Большинство людей потребляют больше натрия, чем требуется: около 6000 мг в день, что при¬мерно соответствует 3 чайным ложкам поварен¬ной соли.
Потребность организма в натрии составляет око¬ло 500 мг в день, что соответствует 1/4 чайной ложки поваренной соли.
Диета с низким содержанием натрия
• Ваша суточная норма натрия должна составлять2000-3000 мг, т.е. 1-1,5 чайные ложки поварен¬ной соли.
• Сокращение употребления соли способствует снижению давления
Как защититься от соли
• Записывайте в Ваш дневник количество натрия, которое Вы потребляете ежедневно
• Для определения количества натрия в продуктах используйте указания на упаковке и список продуктов с данными о содержании в них соли
• Не досаливайте пищу
• Не держите солонку на столе
Уменьшите в рационе количество готовых блюд, включая (консервированные, запеченные, засушенные)
Примеры содержания натрия в продуктах и процент натрия от суточной нормы
Томатный сок (1 стакан) – 882 мг натрия ( 30%) , картофель очищенный и сваренный без соли (1 порция – 3 картофелины) – 21 мг натрия (10%) , щи (1 порция) – 1000 мг натрия (50%) , пиво ( 0,33) – 24 мг (1%) , свиные сосиски (2 штуки)- 336 мг натрия (20%), хлеб (1 ломтик) – 50 мг ( 5%), блины (2 штуки) -320 мг натрия(12%) , яйца (1 порция) – 162 мг натрия (7%), жаренные Куринные грудки (1 порция) – 385 мг натрия (18%) , горчица (1 столовая ложка) – 195 мг натрия (8%) , майонез (1 столовая ложка) – 104 мг натрия (5%) , жаренная треска (1 филе) – 140 мг натрия (5%), спагетти с томатным соусом (1 порция) – 1009 мг натрия (45%) , картофельные чипсы (14 чипсов) – 164 мг натрия (7%) , грейпфрут- 0мг натрия, банан – 1 мг натрия (0,05%) , чизбургер – 750 мг натрия (33%) , соевый соус (1 столовая ложка) – 1029 мг натрия (50%) , кетчуп ( 1 столовая ложка) – 156 мг (6%)
Пример суточного рациона
Завтрак
Яичница ( 1 порция ) – 162 мг натрия
Йогурт ( 1 стаканчик ) – 163 мг натрия
Пирожок с яблоком ( 1 шт. ) – 250 мг натрия
Хлеб ( 1 ломтик ) - 150 мг натрия
Обед
Салат из белокачанной капусты ( 1 порция ) – 500 мг натрия
Щи ( 1 порция ) - 1000 мг натрия
Хлеб ( 1 ломтик ) - 150 мг натрия
Свиные сосиски ( 2 шт ) - 336 мг натрия
Картофель отварной ( 1 порция – 3 картофелины ) - 21 мг натрия
Грейпфрут ( 1 шт. ) - 0 мг натрия
Ужин
Рис ( 1 порция ) – 4 мг натрия
Жаренная треска ( 1 филе ) - 140 мг натрия
Банан ( 1 шт.) - 1 мг натрия
Итого : 2848 мг натрия
Перечень рекомендуемых продуктов и блюд
Хлеб и хлебобулочные изделия
Хлеб бессолевой ржаной и пшеничный, лучше из муки грубого помола, хрустящие хлебцы , сухари , несдобное печенье.
При избыточном весе хлеб и хлебобулочные изделия должны быть ограничены.
Супы
Преимущественно вегетарианские, овощные (щи, борщи, свекольники) и крупяные.
Блюда из мяса и птицы
Нежирные сорта говядины, курица или индейка «без шкурки» преимущественно в отварном или запеченном виде.
Блюда из рыбы
Разнообразная рыба нежирных сортов ( треска, окунь, судак, навага, щука, мерлуза и др.) в запеченном виде или в отварном, с последующим обжариванием. Один раз в неделю разрешается вымоченная сельдь.
Блюда из яиц
Не более 1 яйца в день в любом виде.
Блюда из овощей и зелени
Картофель, цветная и белокочанная капуста, тыква, кабачки, помидоры, баклажаны, огурцы свежие. Ограничиваются фасоль, горох, бобы, щавель, шпинат, грибы.
Блюда из ягод, фруктов и фруктовые соки
Любые. Ограничиваются виноград и виноградный сок.
Блюда из круп и макаронных изделий
Различные рассыпчатые или полувязкие каши и пудинги. Особенно полезны блюда из сои, овсяной, гречневой и пшеничной крупы. При избыточном весе крупы и мучные изделия следует ограничить.
Блюда из молока и молочных продуктов
Молоко и творог в натуральном виде и в виде блюд, кефир, простокваша, йогурт, неострые сорта сыра. Ограничиваются сметана, сливки, мороженое
Жиры
Преимущественно растительные, до 30 г в день. Бараний, говяжий, свиной жир – исключается.
Сладости
Сахара до 50 г в день. Мёд, варенье, джем должны употребляться вместо сахара. При избыточном весе все сладости должны быть резко ограничены.
Особенно полезные продукты
При гипертонии особенно рекомендуются продукты богатые калием, кальцием и магнием.
Есть доказательства подтверждающие, что калий способствует нормализации АД. Продукты богатые калием это многие фрукты, овощи, молочные проду¬кты и рыба. Например: курага, изюм, чернослив, ба¬наны, персики, абрикосы, сливы, фасоль, горох, кар¬тофель, тыква, шпинат, молоко, йогурт, треска, кам-бала, форель.
Кальций и магний сами по себе не могут норма¬лизовать АД, но важны для поддержания общего здоровья. Источником кальция являются многие молочные продукты такие как: молоко, йогурт и сыр. Кроме этого кальцием богаты репа, брокколи, шпи¬нат и многие сорта рыбы, например, лосось, скумб-рия, окунь.
Магнием богаты овсяная, пшенная и гречневая крупы, соя, орехи и морепродукты: креветки, мидии, морская капуста и т.д.
Не рекомендуются следующие продукты и блюда
• Жирные сорта мяса.
• Крепкие мясные и рыбные бульоны.
• Крепкий чай, кофе, какао.
• Бараний, говяжий, свиной жир или сало.
• Внутренние органы животных.
• Острые, соленые, жирные блюда.
Вредно ли пить кофе и крепкий чай?
Употребление большого количества кофеина, со¬держащегося в кофе, чае и некоторых газирован¬ных напитках типа «Кока-колы» может временно по¬высить АД. Поэтому, с одной стороны, их приём сле¬дует ограничить, но с другой, отказываться от них полностью не обязательно. Если Вы любите эти на¬питки, Вы можете продолжать их пить, но необходи¬мо знать свою меру, в пределах которой давление остаётся стабильным.
Почему вредна жирная пища.
Жирная пища сама по себе не вызывает повы¬шения АД. Но жиры и холестерин, содержащиеся в жирных продуктах, повышают уровень холестери¬на и липидов в крови, что ведет к развитию атеро¬склероза - состояния, приводящего к опасным для жизни сердечно-сосудистым осложнениям.
Кроме этого, жирная пища высококалорийна и в связи с этим, если у Вас есть избыточный вес, может препятствовать нормализации веса.
Избыток холестерина приводит к образованию атеросклеротических бляшек на стенках сосудов сердца, головного мозга, почек, нижних конечностей.
При этом просвет сосудов сужается, и питание органов ухудшается. Всё это способствует повышению артериального давления. Разрастание атеросклеротических бляшек может полностью закупорить артерию и вызвать развитие мозгового инсульта и инфаркта миокарда.
Холестерин, условно говоря, бывает хорошим и плохим. И чем больше «плохого»
тем быстрее будет протекать развитие атеросклероза и артериальной гипертонии.
Поэтому каждый должен знать свой уровень холестерина в крови. При артериальной гипертонии надо обязательно обратиться к врачу и исследовать кровь на холестерин.
Какие уровни холестерина считаются нормальными?
Общий холестерин – менее 200 мг/дл. (5,2 ммоль/л )
«Плохой » холестерин в составе липопротеидов низкой плотности менее 135 мг/дл. (3,35 ммоль/л )
«Хороший» холестерин в составе липопротеидов высокой плотности – не менее 40 мг/дл. У женщин (1,0 ммоль/л ) не менее 35 мг/дл. У мужчин (0,9 ммоль/л )
У лиц с ИБС холестерин в составе липопротеидов низкой плотности следует снижать до уровня – ниже 100 мг/дл. ( 2,6 ммоль/л )
Холестерин мы получаем с пищей. Он содержится во всех продуктах животного происхождения. Особенно богаты холестерином яичные желтки, печень, мозги, почки. Умеренное его количество есть в мякоти моллюсков (раков, крабов, креветок) и в рыбной икре.
В пище же растительного происхождения ( фрукты, овощи, зерновые, орехи ) холестерина нет.
Рекомендации при повышенном содержании холестерина крови.
• Ешьте больше сырых овощей и фруктов ( не менее 400 – 500 г ежедневно )
• Отдавайте предпочтение рыбным блюдам, продуктам моря, приготовленных на растительных маслах.
• Ешьте нежирные сорта мяса и птицы, перед приготовлением срезайте видимый жир с мяса, а с птицы удалите кожу.
• Увеличьте потребление продуктов с высоким содержанием калия, магния.
• Меньше ешьте субпродуктов (печень,почки,мозги ), икры.
• Не употребляйте более 3-х яичных желтков в неделю.
• Блюда старайтесь не жарить, а тушить, варить на пару, запекать в духовке.
Занятие №3
Ожирение и артериальная гипертония
Цель:
• информирование пациентов о критериях избыточной массы тела и ожирения;
• информирование пациентов об основных принципах питания для профилактики избыточной массы тела и ожирения
• информирование пациентов об особенностях питания при АГ и ожирении.
• обучение пациентов принципам сохранения энергетической сбалансированности пищевого рациона, включая повышение физической активности.
Содержание
• Что такое ожирение? Почему важно при АГ знать об избыточной массе тела? Расчет нормальной массы тела. Что нужно знать для контроля массы тела? Степени ожирения. Типы ожирения. Какие принципы диетотерапии ожирения известны? С чего начать похудение? Основные принципы построения рациона при избыточной массе тела.
Ожирение – избыточное накопление жира в организме, представляющее опасность для здоровья. Оно возникает, когда поступление энергии в организм с пищей превышает энергетические расходы, т.е при нарушении основного принципа рационального питания – закона сохранения энергии. Главные причины ожирения связаны с перееданием и малоподвижным образом жизни. Однако несомненное значение имеют наследственная предрасположенность, особенность обмена веществ человека, состояние его эндокринной и нервной системы.
Чем опасен лишний вес?
Лишний вес увеличивает риск развития гиперто¬нии. Избавление от избыточного веса очень важно для людей, у которых уже развилась гипертония. По¬теря даже 4-5 лишних килограммов может способст¬вовать существенному снижению АД.
Избыточный вес является фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Он увеличивает шансы развития сахарного диабета и гиперлипидемии ~
повышенного уровня липидов в крови.
Диабет и гиперлипидемия — это основные и наиболее серьезные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Есть ли у Вас лишний вес?
Чтобы определить, есть ли у Вас лишний вес, необходимо знать два важных показателя:
• Индекс массы тела (ИМТ)
Расчет ИМТ:
масса тела (в кг)
рост2(в м)
ИМТ в пределах 18.5-24.9 означает, что у Вас нормальный вес.
ИМТ в пределах 25-29 означает, что у Вас есть лишний вес.
ИМТ >30 означает, что у Вас ожирение.
• Окружность талии
Окружность талии измеряют между реберной ду¬гой и подвздошным гребнем. В идеале этот показа¬тель не должен превышать 94 см у мужчин и 80 см -у женщин.
Избавление от лишнего веса.
Легких путей избавления от лишнего веса не существует. Эта проблема требует терпеливого и серьезного подхода.
Для того чтобы похудеть, необходимо «сжигать» больше калорий, чем поступает с пищей. Количе¬ство «сжигаемых» Вами калорий зависит от Ваше¬го веса и физической активности.
Избавляться от лишнего веса необходимо посте¬пенно. Наиболее оптимальным считается такой темп избавления от лишнего веса, при котором теряется не более 0,5-1 кг в неделю. 0,5 кг массы тела соот¬ветствует 3500 калориям. Чтобы похудеть на 0,5 кг за неделю, необходимо «съедать» на 500 калорий в день меньше или «сжигать» на 500 калорий в день больше.
Постарайтесь за шесть месяцев похудеть на 10% от Вашего исходного веса. Обычно такая потеря веса бывает более устойчивой.
Энергозатраты при различных типах деятельности (ккал/час)
Делопроизводство - 100
Работа в лаборатории, сидя - 110
Домашняя работа - (мытье посуды, глажение и др.) - 120-240
Спокойная ходьба - 190
Быстрая ходьба - 300
Плавание - 180- 400
Езда на велосипеде - 210 – 540
Калорийность некоторых продуктов питания ( ккал/100 г )
Молоко 3%, кефир - 59
Творог 9% - 156
Плавленые сыры - 270-340
Овощи - 10-40
Картофель - 83
Компоты - 50-100
Шоколад - 540
Пирожное - 350-750
Колбаса сырокопченая - 500
Яйца куриные (2 шт.) - 177

Рекомендации по снижению массы тела
• Уменьшить суточную калорийность пищи до 1800 ккал в сутки
• Уменьшить потребление таких калорийных продуктов, как жиры, алкоголь, сахар, варенье, конфеты.
• Исключить продукты, возбуждающие аппетит (специи, соленья и т.д.)
• Увеличить приём низкокалорийных продуктов (сырые овощи)
• Ограничить приём поваренной соли до 5 гр. ( 1 чайная ложка без верха ) в день
• Ешьте не реже з-х раз в день
• Тщательно пережевывайте пищу
• Выходите из-за стола, как только поели
• Больше двигайтесь ( быстрая ходьба не менее 1 часа в день ежедневно )
Много ходить – долго жить.
Справочная таблица
Калорийность основных продуктов питания (ккал на 100 г)

Молоко 3%, кефир 59 Готовая рыба (навага, треска и др.) 70-106
Сметана 30% 294 Говядина готовая 267
Сливки 20% 206 Свинина готовая 560
Творог жирный 226 Куры готовые 160
Творог 9% 156 Хлеб ржаной 190
Сырки творожные 315-340 Хлеб пшеничный 203
Творог нежирный 86 Булки, сдоба 250-300
Брынза 260 Сахар 374
Плавленые сыры 270-340 Карамель 350-400
Сыр твердый 350-400 Шоколад 540
Мороженое 226 Мармелад, пастила, зефир 290-310
Масло сливочное 748 Халва 510
Маргарины 744 Пирожное 350-750
Масло растительное ~~896Г Варенье, джемы 240-280
Майонез 627 Колбаса вареная, сосиски 260
Овощи 10-40 Колбаса полукопченая 70-450
Картофель 83 Колбаса сырокопченая 500
Фрукты 40-50 Яйца куриные (2 шт.) 157
Компоты, фруктовые соки 50-100 Сельдь 234
Консервы рыбные в масле 220-280 Консервы рыбные в томате 130-180

При избыточном весе необходимо значительное снижение суточной калорийности (до 1200-1800 ккал в сутки).
С ЧЕГО НАЧАТЬ СНИЖЕНИЕ ВЕСА
1 шаг — проанализировать причины избыточной массы тела. Начать
вести Дневник питания и продолжать в течение, по крайней мере, одной недели.
2 шаг — оценить соответствие энергопоступлений рекомендациям
по снижению калорийности питания для уменьшения веса тела. Сделать собственные выводы и, если энергопоступления были высокими, оценить что из продуктов можно бы было исключить.
3 шаг — начать действовать. Для снижения веса необходимо сбалансировать калорийность питания и повысить физическую активность. Наиболее разумно начать нормализацию веса с пересмотра привычек и состава питания, сбросить несколько лишних килограммов, а для достижения более стабильного нормального веса можно начать тренирующие физические нагрузки.
Избыточная масса тела (если она не связана с какими-либо заболеваниями) чаще всего развивается вследствие систематического переедания, причем не в результате «обжорства», а вследствие систематического несоответ¬ствия между энерготратами и энергопоступлением. При регулярном превышении суточной калорийности пищи над энергозатратами, например, на 200 ккал в день, за год вес тела может увеличиться на 3—7 кг.
Занятие №4
Физическая активность и здоровье
Цель - формирование у пациентов с АГ мотивации к повышению физической активности через, повышение информированности пациентов о роли и значении физической активности для человека, для функционирования сердечно – сосудистой системы и обучение методам повышения физической активности и контроля интенсивности физических нагрузок.
Содержание
Что такое физическая активность? Цель повышения физической активности? Как избежать осложнений при физических тренировках? Как повысить повседневную физическую активность? Как контролировать интенсивность физической нагрузки?
Физическая активность – один из важнейших факторов нормализации АД. Кроме этого, физическая активность способна уменьшить риск развития сердечно – сосудистых заболеваний.
Следует начать с умеренных по интенсивности, ежедневных, 30- минутных физических нагрузок. Примеры таких нагрузок следующие:
• Быстрая ходьба
• Езда на велосипеде
• Игра в настольный теннис
• Плавание
• Танцы
• Ритмическая гимнастика
• Уборка дома
Как правило, для таких нагрузок предварительной консультации с врачом не требуется.
Но в следующих ситуациях проконсультироваться с врачом все же необходимо
• У Вас есть какие-либо заболевания сердца
• Вы – пожилой человек
• Вам непривычны умеренные нагрузки
• У Ваших близких был инфаркт или инсульт в молодом возрасте
• У Вас есть какие – либо другие серьезные проблемы со здоровьем.
Положительное действие физических нагрузок
• Расширяют периферические сосуды, облегчая работу сердца
• Улучшают кровоснабжение мышц
• Уменьшают тревожность
Продолжительность и интенсивность физических нагрузок
Виды нагрузок, их продолжительность и интенсивность подбираются врачом в зависимости от выраженности артериальной гипертонии и некоторых других факторов
При физических нагрузках следуйте этим рекомендациям
• Сами задавайте темп нагрузки. Упражнения не должны утомлять Вас
• Начинайте с разминки и упражнений на растяжение
Какие нагрузки?
НЕ допускайте физических нагрузок сразу после еды
НЕ допускайте физических нагрузок в условиях очень высокой или очень низкой температуры воздуха
Немедленно прекращайте нагрузки, если у Вас появились боли в грудной клетке, сильная одышка или по какой-либо другой причине Вы почувствовали себя не хорошо
Заключительная часть: постепенно снижайте физическую нагрузку, приводя организм в состояние близкое к исходному.
Только врач может сказать , какие виды нагрузок полезны для Вас.
Во время нагрузок следите за пульсом
• Чем выше нагрузка, тем чаще бьется Ваше сердце
• Спросите у врача, каков безопасный диапазон колебаний Вашего пульса
• Чтобы нагрузки были безопасными, следите за своим пульсом и старайтесь, чтобы он находился в безопасном диапазоне.
• Разместите указательный и средний пальцы на внутренней стороне запястья и слегка прижмите их.
• Подсчитайте пульс в течение 15 секунд, а затем умножьте полученную цифру на 4, это и будет частота сокращений Вашего сердца за 1 минуту.

Занятие №5
Курение и здоровье
Цель - формирование у пациентов с АГ мотивации к отказу от курения через осознанное, индивидуально ориентированное информирование (о влиянии курения на здоровье человека, влияние отдельных компонентов табачного дыма на различные органы и системы, в частности на сердечно-сосудистую; об особенностях активного и пассивного курения ) и обучение ( самоанализу причин и факторов курения, почему человек курит, готовности к отказу от курения, выбору способа и метода отказа от курения).
Содержание
Влияние курения на здоровье. Пассивное курение. Почему люди курят?
Современные методы лечения табакокурения. Оценка степени мотивации и готовности к отказу от курения.
Курение оказывает крайне негативное влияние не толь¬ко на сердечно-сосудистую систему, но и на весь организм. Оно по¬вышает риск развития атеросклероза. Курящие больные в 2 раза ча¬ще умирают от сердечно-сосудистых осложнений по сравнению с некурящими. Люди, которые продолжают курить, сохраняют повы¬шенный риск развития ишемической болезни сердца даже после того, как АД нормализовалось. Курение увеличивает риск развития рака легких, мочевого пузыря, обструктивных заболеваний легких, язвенной болезни, поражения периферических артерий.
Курение ведет к повреждению стенок сосудов и ускоряет процесс потери эластичности артерий. Это относится, в том числе и к дорогим сигаретам с фильтром. Пассивное курение так же вредно, как и активное. Имеются данные об увеличении заболеваемости раком легких среди жен заядлых курильщиков.
Необходимо полное прекращение курения.
Однако, при длительном курении развивается физическая и пси¬хологическая зависимость, поэтому у Вас могут возникнуть нема¬лые сложности при попытке бросить курить, и для их разрешения потребуется консультация специалиста. Бросать курить нужно сра¬зу, одномоментно, поскольку опыт показывает, что попытки бро¬сить курить постепенно обречены на провал. В первые дни и неде¬ли отказа от курения избегайте напряженных ситуаций, нефор¬мального общения с заядлыми курильщиками
10 главных причин, по которым надо бросить курить:
• Вы сократите риск развития у Вас инфаркта и инсульта
• Вы сократите риск развития у Вас рака легких , эмфиземы и других заболеваний легких
• Вас не будет беспокоить одышка при ходьбе или после того , как Вы поднялись по лестнице или немного прошлись
• У Вас будет меньше морщин
• У Вас не будет кашля по утрам
• Ваши дети будут реже страдать от кашля и простуд
• У Вас появится больше энергии
• Вы сэкономите деньги
• Ваша одежда, волосы будут лучше пахнуть
• У Вас будет более свежее дыхание
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КУРЕНИЯ
1. Немедикаментозная терапия. Выделяют консультации пси¬хотерапевта, в ходе беседы с ним обсуждаются основные проблемы, с которыми сталкивается человек, решивший бросить курить. Кроме того, широко используют рефлексотерапию, достижения квантовой медицины. Последнее новшество- миллиметровая терапия, позво¬ляющая нормализовать мотивационную сферу.
2. Заместительная терапия. Сегодня на вооружении имеются 5 лекарственных форм препаратов, 4 из них - никотинзамещающие (жвачка, ингалятор, пластырь, назальный спрей с никотином). Эти препараты позволяют уменьшить симптомы отмены, избегая не¬которых вредных компонентов табачного дыма. За рубежом применяют антидепрессант хлорид бупропиона (даже у больных с хроническими обструктивными заболеваниями легких), проведенные исследования дают обнадеживающие результаты.
Практические советы:
Если Вы решили отказаться от курения, начните с анализа причин, почему Вы курите? Так ли уж Вам необходимо курить? Заведите дневник, регистрируя хотя бы в течение нескольких дней каждую выкуренную сигарету и ее реальную потребность для Вас. Постарайтесь избавиться от автоматического курения, сделав его заметным для себя (смените сорт сигарет, место для зажигалки, пачки сигарет). Постарайтесь найти замену курению как времяпрепровождению, избегайте компаний курящих. Наметьте день полного отказа от курения. Если Вы ощущаете потребность в поддержке, объявите о своем желании бросить курить друзьям и близким – их поддержка поможет Вам сделать решающий шаг. Бросить курить, особенно при многолетней приверженности этой привычке, бывает нелегко самостоятельно.
Сигареты или здоровье?
• Задумайтесь над тем, что приносит Вам радость, доставляет удовлетворение, духовно обогащает Вас. Не смотрите на жизнь однобоко. Ищите радость в повседневной жизни. Задумайтесь о смысле жизни, о Вашем главном предназначении, о своей душе.
• Наши вредные привычки во многом определяются нервозностью, тревогой, психоэмоциональным перенапряжением. Не забывайте об этом.
• Просчитайте баланс затрат и выгод от того, что Вы бросите курить или значительно сократите количество выкуриваемого табака. Если Вы предпочитаете здоровье, то прочтите остальные пункты.
1. Старайтесь выкуривать как можно меньше сигарет, вести подсчет выкуриваемых за день сигарет, стремясь к тому, чтобы сегодня было выкурено меньше, чем вчера.
2. Выделите самые «важные» сигареты дня, проанализируйте психологические или ситуативные причины их выкуривания. Попробуйте противопоставить стрессам что-нибудь менее вредное.
3. Каждое утро старайтесь, как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.
4. Возникло желание закурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки хотя бы несколько минут. В это время займите руки, сделайте несколько физических упражнений, подышите поглубже.
5. Затягивайтесь как можно менее часто и неглубоко.
6. Не курите на голодный желудок, так как табак, смешавшись со слюной, поражает слизистую желудка, а, попадая в кишечнике, сразу же всасывается в кровь, по той же причине не курите во время еды.
7. Между затяжками не оставляйте сигарету во рту.
8. Выбрасывайте сигарету недокуренной на одну треть, так как именно в этой части скапливается наибольшее количество канцерогенов и никотина.
9. Не курите на ходу, особенно поднимаясь по лестнице или в гору, потому что в это время дыхание очень интенсивно и канцерогены попадают очень глубоко в легкие.
10. Как можно дольше не курите после значительной физической нагрузки.
11. Предпочитайте сигареты с фильтром.
12. Время от времени устраивайте перерывы в курении («не курю до понедельника», «до конца месяца»)
13. Не курите, когда курить не хочется.
14. Если Вы бросили курить вовсе, то помните о том, что некоторое время (2-3 недели) может быть дискомфорт по типу абстинентного синдрома, так как организм лишился одного из продуктов потребления, который вкрался в глубинные процессы обмена веществ.
15. В компании курящих не следует ощущать какой-то ущербности, но напротив – чувствовать превосходство собственной силы воли и не поддаваться уговорам
16. Не унывайте, если не можете справиться с собой. Немного терпения, усилий и успехи непременно появятся.
Занятие №6
Стресс и здоровье
Цель:
• повышение знаний пациентов с АГ о природе стресса, стрессорах, управляемых и неуправляемых факторах стресса
• информирование пациентов о эмоционально - и проблемно ориентированных методах преодоления стресса
• обучение пациентов методам самооценки уровня стресса и управления стрессом
• обучение методам преодоления стресса, связанного с поведенческими привычками, влияющими на здоровье
Содержание
Что такое стресс? Природа стресса. Стрессоры. Работа, стресс и артериальная гипертония. Определение стрессового поведения, которое необходимо изменить. Методы преодоления стресса. Метод глубокого дыхания, метод аутогенной тренировки. Стресс и вредные привычки.
Стресс - состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя (стрессора). Термин «стресс» в буквальном переводе означает «давление», «напряжение», У пациентов, страдающих гипертонической болезнью, стрессовые реакции протекают тяжелее, сопровождаясь гипертонически¬ми кризами, ухудшением течения болезни. Наверняка Вы не раз чувство¬вали на себе негативное воздействие различных событий Вашей жизни, которое проявлялось прежде всего неконтролируемым подъемом артери¬ального давления. Наряду с приемом гипотензивных препаратов важней¬шее место в контроле АД занимают техники управления стрессом. Дан¬ные упражнения и подходы ни в коем случае не направлены на создание искусственного равнодушия или подавление эмоций. Сейчас будут озву-чены и отработаны простые и доступные техники, позволяющие ПРЯМО СЕЙЧАС обдумать эмоциональные стрессы и более эффективно спра¬виться с ними.
Хорошо известно простое и поэтическое обращение (встречающееся во многих культурах), отражающее характер стрессов, которые встреча¬ются в жизни каждого человека: «Боже, даруй мне смирение принять то, что я не смогу изменить, мужество и силы изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого». Большинство ситуаций, с которыми Вы сталкиваетесь в жизни, включают в себя как контролируе¬мые, так и неконтролируемые факторы. Многие люди испытывают зна¬чительное физическое и эмоциональное напряжение, пытаясь изменить события или управлять теми из них, которые находятся вне их контроля. Следует признать, что многие события, происходящие в нашей жизни находятся вне зоны нашего контроля, влияния. Такие события могут яв¬лять собой как повседневные неприятные мелочи, так и крупные несча¬стья, например смерть близкого человека, развод, тяжелая хроническая болезнь. Очень часто источником стресса для нас является поведение дру¬гих людей, конфликтные ситуации на работе и в семье. Помогают ли в этой ситуации чувство раздражения, гнева, подавленности? Нет, и нега¬тивная эмоция, питая сама себя приводит к ухудшению психологическо¬го состояния и повышению артериального давления. То, что вы не в силах контролировать стрессор, не означает, что вы должны позволять стрессо¬ру контролировать вас. Древнегреческий мудрец Эпиктет говорил, что нас расстраивают не сами вещи, а отношение к ним. Если вы научитесь управлять своими эмоциональными реакциями на события, то приобретете контроль не над событиями, а над своей реакцией отношением к ним. Умение регулировать свое психоэмоциональное состояние является спо¬собом обрести контроль над собственными реакциями, вместо того что¬бы позволять другим людям влиять на этот процесс. Научиться контроли¬ровать свом эмоции в случае, когда стрессором является поведение окру¬жающих, не означает, что вы должны соглашаться или потворствовать поведению, оскорбительному для вас. На некоторые события можно по¬влиять или изменить их, сделав менее травмирующими. Это в особеннос¬ти относится к стрессорам межличностного характера, когда вас расстра¬ивает поведение других людей. Некоторые люди подвергаются стрессу из-за того, что берут на себя слишком много обязанностей, потому что не могут сказать « нет». Вы можете оказаться под психологическим прессин¬гом из-за того, что Ваши интересы совершенно не учитываются окружа¬ющими людьми, в том числе близкими. Люди, находящиеся в хроничес¬ком напряжении вследствие постоянных перегрузок на работе могут обу¬читься планированию своего времени, чтобы снизить уровень стресса. Во всяком случае, если Вы хотите управлять своим эмоциональным состоя¬нием, многие привычные вещи придется делать иначе, а многим вещам просто учиться. Всегда, в любой, даже самой напряженной ситуации, следует помнить о том, что наше самочувствие определяет не само собы¬тие, а отношение к нему: каждый из нас накопил какой-то индивидуаль¬ный багаж жизненного опыта, и в соответствии с ним мы и реагируем. Оценка «3» одного студента расстроит, другого сделает счастливым, тре¬тьего оставит равнодушным.
Очень важным навыком управления стрессом является его самооцен¬ка. Самооценка означает способность распознавать ситуации, связанные со стрессовыми реакциями, возможность соизмерять с ними свои эмоци¬ональные реакции и определять соответствующий образ поведения, ко¬торый позволит сохранить внутреннее равновесие и часто избежать раз¬вития конфликта. Самооценка требует от Вас работы детектива, причем объектом расследования будете Вы сами. Необходимо изучать себя в раз¬личных ситуациях, наблюдая за своими эмоциональными и поведенчес¬кими реакциями в ситуациях стресса. Создается впечатление, что многие люди постоянно находятся в состоянии стресса, но если взглянуть более внимательно то окажется, что в некоторых ситуациях они чувствуют себя намного хуже, а в других - намного лучше. Потратьте несколько минут, чтобы описать события Вашей жизни, которые вызывают негативные чувства. Опишите пять главных стрессоров. Какие их аспекты доступны контролю? Какие неподконтрольны? Что это за события? Нечто уже слу¬чившееся? Происходящее в настоящее время? Нечто предполагаемое в будущем? Является это событие крупной неприятностью или хроничес¬ким ежедневным препятствием? Ключом к самооценке является само-наблюдение. Важно выбрать «мишень» для воздействия. Всегда помним о том, что даже если мы не можем изменить ситуацию, мы всегда можем изменить свои чувства и свое отношение к ней.
Релаксация, расслабление, самоуспокоение являются важнейшими компонентами регуляции эмоционального состояния в ситуациях, не¬подвластных контролю. Упражнения, ориентированные на глубокое ды¬хание - важная составляющая всех видов расслабляющих процедур. Глубо¬кое дыхание облегчает жизнь людям, склонным в стрессовых ситуациях к тревоге, повышению давления, быстрой утомляемости, головным болям. Попробуйте прямо сейчас понять, как Вы обычно дышите. Положите одну руку на живот, другую на грудь. Глубоко вдохните и отметьте, какая рука поднимается первой. Если верхняя, то Вы прибегаете к грудному дыханию, если нижняя, то к диафрагмальному. Грудное дыхание свой¬ственно большинству взрослых людей, оно ускоренно по темпу, нерит¬мично, связано с чувством тревоги, эмоциональной неустойчивостью, оно усугубляет стрессовую реакцию. Упражнение с глубоким дыханием позволяет контролировать эмоции на физиологическом уровне, снижая АД. Дышать по возможности лучше носом. Выберите удобное положение, закройте глаза, сконцентрируйтесь на дыхании, одна рука на верхней трети живота, другая на грудине.
Сделайте медленный вдох через нос.
Вдыхая, заполните воздухом нижние отделы легких. Ваша диафрагма
будет заставлять ваш живот выпячиваться, чтобы освободить место для
воздуха, и рука, лежащая на животе, будет подниматься. Продолжайте
вдыхать и ощутите, как расширяются средние части легких, грудная клетка
поднимается. Наконец, воздух наполняет верхние отделы легких, подни¬маются плечи. Вдыхаем как бы снизу вверх. Этот медленный глубокий
вдох выполняется за несколько секунд как одно плавное, непрерывное
вдыхание.
На несколько секунд задержите дыхание.
Постепенно выдыхая через рот, слегка втяните живот и медленно
поджимайте его по мере опустошения легких. Выдыхаем тоже снизу вверх.
Выдохнув полностью, расслабьте плечи.
Ваша задача -в стрессовой ситуации сделать 3-4 релаксирующих вдоха
и выдоха.
Главной особен¬ностью упражнений, направленных на мышечное расслабление является то, что релаксация достигается через максимальное напряжение. Перед выполнением упражнений помните о том, что нельзя напрягать мышцы до ощущения боли. Старайтесь уловить разницу между напряжением и рас-слаблением, по ходу упражнений, чувствуйте этот контраст.
Устройтесь как можно удобнее, закройте глаза. Сделайте несколько
глубоких вдохов и выдохов.
Первая группа мышц — мышцы кистей и предплечья: сожмите пра¬
вый кулак с максимальной силой, в течение 5 — 7 секунд, период рас¬
слабления — 15-20 секунд. Дайте напряжению уйти. Сфокусируйтесь на
разнице в ощущениях, глубоко вдохните и выдохните.
То же самое упражнение для левой кисти и левого предплечья.
Мышцы плеча и надплечья: руку согнуть в локтевом суставе под
углом в 90 градусов, надавить локтем на подлокотник, сконцентриро¬ваться на напряжение в бицепсе. То же самое упражнение для левой руки.
Поднять брови как можно выше, наморщив лоб.
Изо всех сил зажмурить глаза, наморщить нос.
Сжать челюсти, оскалить зубы, отвести углы рта к ушам.
Напрячь мышцы шеи, стараясь как бы разорвать воротник рубашки.
Максимально свести лопатки к середине и их концы опустить вниз.
Максимально напрячь мышцы брюшного пресса.
Упражнение для мышц бедер: постараться «вдавить» стопу в пол,
максимально напрягая мышцы бедра (сначала правое бедро, потом ле¬вое).
Максимально подтянуть к себе стопу и «развести в стороны» пальцы
на стопе.
Согнуть стопу кнутри, поставив на внешний край, пальцы на стопе
«сжать в кулак».
Период напряжения должен быть в два — три раза короче периода расслабления. Проработав напряженные мышечные группы, вы с удивле¬нием почувствуете, как снижается уровень внутреннего напряжения и на душе становится спокойнее.
Для избежа¬ния стрессовых реакций психотерапевтами предлагаются следующие спо¬собы:
Попытаться уменьшить значение происшедшего события, сравнить
свои страдания с более тяжелыми («бывало и хуже»).
Попытаться «переключиться» с неприятного события на заботу о
близких, родных, друзьях или иную деятельность («это теперь важнее»).
Чаще говорить себе: «Как хорошо, что..», исключить из обращения выражения, начинающиеся «печально, что», «жаль, что..», и. т. п. •/Думать не о травмирующей ситуации, а способах ее решения.
Человек нуждается средствах эмоциональной разрядки, особенно тог¬да, когда ситуация носит затяжной характер. Недопустимо подавлять не¬гативные эмоции, это ведет к ухудшению течения гипертонии. Необхо¬дим «громоотвод» для негативных эмоций. Им может быть любая радост¬ная физическая нагрузка, общение с миром искусства.
Многие люди прибегают к разрушительным способам борьбы со стрес¬сом. Общеизвестно, что алкоголь обладает успокаивающим и повышаю¬щим настроение действием. То же можно сказать и о курении. Действи¬тельно, такие методы эффективны, но они чаще всего не решают про¬блем, а усугубляют их, человек знает, что проще всего выкурить сигарету или выпить рюмку водки, чтобы на душе стало легче. Зависимость возни¬кает незаметно и сама по себе становится источником стресса.
Стремитесь избегать употребления успокаивающих препаратов без вра¬чебного контроля, прежде всего это касается транквилизаторов. В случае упорной бессонницы, стойкого подавленного настроения, выраженной тревоги, обращайтесь к психотерапевту или психиатру, который не толь¬ко правильно назначит лечение, но и поможет научиться справиться со стрессом.
Гнев и раздражение - эмоции, особенно тесно связанные с повыше¬нием артериального давления. В том, чтобы испытывать гнев, нет ничего неправильного или дурного. Эти эмоции превращаются в проблему, когда люди либо держат их в себе и позволяют гневу, раздражению грызть себя изнутри, никогда не разрешая негативное состояние, либо гнев приводит к неадекватному агрессивному поведению. При первых признаках нарас¬тающего гнева используется релаксирующее дыхание (3 глубоких вдоха и выдоха). В ми¬нуты раздражения дышите глубоко и медленно, повторяя про себя на выдохе позитивные утверждения. Может показаться, что эти утверждения потворствуют вещам, которые возмущают, но это не так. Данное упраж¬нение дает контроль над реакцией на ситуацию, позволяя «на холодную голову» решать конфликты, не допуская гневу взять над Вами верх. Итак, позитивные превозмогающие утверждения:
•Я не собираюсь позволить этому факту расстроить меня.
•Я намерен сохранять спокойствие и держать себя в руках.
•Я не хочу, чтобы это со мной происходило, но я смогу с этим спра¬
виться.
•Расстройство только ухудшит ситуацию.
•Я могу принять это, даже не будучи согласным. Я сильнее, чем эта эмоция.
•Я не могу контролировать развитие ситуации, но я могу контролиро¬вать себя.
•Я скорее получу желаемое, если не буду поднимать шум из-за этого.
Очень часто психотерапевт вместе с пациентом ищет «выпускной кла¬пан для гнева»- действия, позволяющие в буквальном смысле слова «вы¬пустить пар»:
•Устранитесь от ситуации: это позволит остыть, предохранит от им¬
пульсивных действий.
•Ходите, бегайте, выполняйте любые другие физические упражне¬
ния, чтобы разрядить сдерживаемые эмоции. Упражняйтесь, пока не от¬
ступят негативные эмоции.
•Вопите и кричите в буквальном смысле этого слова, сколько хватит
воздуха в легких, пока не выбьетесь из сил. Но кричите не на кого-то, а «в белый свет как в копеечку».
•Если Вы рассердились настолько, что хотите кого-нибудь ударить,
ударьте подушку, пуфик, боксерскую грушу и т. п. Бейте, пока не выбье¬тесь из сил.
Ели Вы позволите себе остаться сердитым из-за того, что кто-то доставил Вам неприятности, и дадите гневу возможность терзать Вас, то Вы откажетесь от контроля над собственным эмоциональ¬ным и физическим здоровьем. Хотите ли Вы, чтобы кто-нибудь или что-нибудь имели такую власть над Вами?
ЧТОБЫ ВЫТЕСНИТЬ ПРИВЫЧКУ беспокоиться, ВЫПОЛНЯЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
Правило первое
Будьте всегда заняты. Человек, страдающий беспокойством, должен забыться на работе.
Правило второе
Не расстраивайтесь по пустякам. В большинстве случаев люди нервничают из-за мелочей, которые вырастают в воображении этих людей до слона.
Правило третье
Многие, особенно женщины, беспокоятся из-за событий, которых нет, но которые, по их мнению, могут произойти в их жизни (неудачное замужество дочери, «дедовщина» на службе в армии сына, неизлечимая болезнь и т.д.). Используйте закон больших чисел. Вы поймете, что вероятность того, что событие может произойти в Вашей жизни, ничтожна мала. Живите счастьем сегодняшнего дня.
Правило четвертое
Считайтесь с неизбежным. Пока есть возможность изменить ситуацию в свою пользу, боритесь. Но если здравый смысл вам подсказывает, что обстоятельства сильнее Вас, смиритесь. Ради сохранения здоровья скажите себе: «... значит, это судьба...».
Правило пятое
Когда перед Вами возникает соблазн упорствовать в каком-либо деле, остановитесь и задайте себе три вопроса:
1. Как много то, о чем я беспокоюсь, действительно значит в моей жизни?
2. Какова истинная ценность этого именно для меня, а не для других?
3. Определите, когда Вам следует поставить «ограничитель» на этом беспокойстве и забудьте об этом раз и навсегда.
Правило шестое
Не жалейте о прошлом. Его не вернешь. Радуйтесь, что оно было в Вашей жизни, если оно было прекрасно. Безрассудно беспокоится о том, что уже прошло.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ принесут ВАМ ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ.
♦♦♦ Будьте счастливы именно сегодня. Счастье не является
результатом внешних обстоятельств, оно заключено внутри нас.
♦♦♦ Не пытайтесь свести счеты со своими врагами, ибо это принесет
Вам больше вреда, чем им. Не думайте о людях, которых Вы не
любите.
♦♦♦ Не переживайте из-за неблагодарности. Будьте к ней готовы.
♦♦♦ Ведите счет удачам, а не своим неприятностям.
♦♦♦ Забывайте о собственных неприятностях, делайте добро другим,
этим Вы в первую очередь помогаете себе.
♦♦♦ Не переживайте из-за критики. Несправедливая критика часто
является замаскированным комплиментом и рождается из-за зависти и
ревности к Вам.
Старайтесь сами приспособиться к жизни, которая Вас окружает, а не пытайтесь все и всех приспособить к себе. Воспринимайте свою семью, работу, обстоятельства такими, какие они есть.
♦♦♦ Делайте зарядку, ухаживайте за своим телом, правильно питайтесь, не наносите вред своему здоровью.
♦♦♦ Старайтесь выглядеть как можно лучше, надевайте то, что Вам идет, будьте щедры на похвалу, подчеркивайте достоинства людей, не придирайтесь, улыбайтесь, не пытайтесь кем-то руководить или кого-либо исправлять.
♦♦♦ Не бойтесь быть счастливыми именно сегодня, наслаждайтесь красотой, любите и верьте в то, что те, кого вы любите, любят Вас.
Занятие №7
Медикаментозное лечение артериальной гипертонии
Цель: повышение знаний пациентов с АГ об основах медикаментозного лечения, формирование активного осознанного их отношения к приему медикаментов для повышения приверженности к лечению.
Содержание.
Цель лечения и контроля АГ. Что влияет на успешное лечение АГ. Когда начинать и как долго проводить медикаментозное лечение? В чем принципы медикаментозной терапии и как выбрать гипотензивный препарат? Какими побочными эффектами обладают лекарства? Какие существуют современные лекарства, снижающие АД? Еще раз о гипертоническом кризе. Что такое гипертонический криз? Доврачебная помощь и самопомощь.
В настоящее время в мире существует очень большое количество гипотензив-ных препаратов. Не существует идеального гипотензивного средства, которое бы¬ло бы эффективно у всех больных гипертонией. Абсолютно не верно считать, что этот препарат плохой (хороший) поскольку мне он не помогает (помогает). Лекарство, которое эффективно у многих лю¬дей (в том числе Ваших родных, знакомых, соседей), может быть совершенно неэффективно у Вас и наоборот. Подбор гипотензив¬ного препарата с учетом индивидуальных особенностей пациента -самая сложная задача в борьбе с артериальной гипертонией.
Только Ваш лечащий врач, имея результаты клинических, лабора¬торных и инструментальных методов исследований, может подобрать Вам гипотензивный препарат, учитывая особенности Вашего организ¬ма и течения заболевания именно в Вашем конкретном случае.
Для лечения гипертонии используются следующие основные группы препаратов:
• Диуретики
• Ингибиторы АПФ
• Бета-блокаторы
• Антогонисты кальция
• Антогонисты ангиотензина 2
• Альфа- блокаторы
Диуретики
• Диуретики часто называют «мочегонными»
• Они увеличивают количество выделяемой организмом мочи, помогая избавиться от избытка жидкости и натрия
• Чаще всего диуретики назначаются в сочетании с другими препаратами для снижения АД
Наиболее часто применяемые диуретики:
• Гидрохлортиазид
• Индапамид
• Хлорталидон
Побочные эффекты диуретиков:
• Головокружение или дурнота при вставании
• Признаки потери калия ( сухость во рту, повышенная жажда, перебои в работе сердца, изменение настроения или психического состояния, судороги или боли в мышцах, особенно в мышцаъх ног, тошнота или рвота, необычная утомляемость или слабость )
• Сыпь
При их появлении сообщите врачу
Ингибиторы АПФ (ИАПФ )
• ИАПФ уменьшают выработку ангиотензин 2- гормона, который вызывает сужение сосудов и, следовательно, повышение АД.
• ИАПФ расширяют периферические сосуды , тем самым облегчая работу сердца и снижая АД
Наиболее распространенные ингибиторы АПФ:
• Каптоприл
• Эналаприл
• Фозиноприл
• Каптоприл + Гипотиазид
• Квинаприл
• Периндоприл
Побочные эффекты:
• Чрезмерное снижение АД, особенно в начале лечения ( посоветоваться с врачом )
• Сухой кашель ( посоветоваться с врачом )
• В редких случаях может развиться аллергическая реакция в виде отека языка, глотки, губ, лица ( прекратить прием и срочно обратиться к врачу )
• ИАПФ противопоказаны при беременности
Одним из наиболее безопасных среди существующих ИАПФ является Фозиноприл ( Моноприл ). Благодаря уникальному двойному пути выведения из организма ( он в равной мере выводится через почки и через ж.к.т ) , Фозиноприл ( Моноприл ) может безопасно и без коррекции доз применяться у пожилых больных , у больных с нарушением функции почек и печени, у больных с высоким риском развития кашля.
Бета-блокаторы
• Бета-блокаторы уменьшают негативное влияние избытка гормонов на сердце
• Это ведет к замедлению ритма сердца
• Сердце начинает работать более экономно
• АД снижается
Наиболее распространенные бета-блокаторы:
• Бисопролол
• Метопролол
• Карведилол
Менее эффективны короткодействующие бета-блокаторы (атенолол, пропанолол)
Побочные эффекты бета-блокаторов:
• Выраженная брадикардия: замедление пульса (менее 50 ударов в минуту)
• Слабость
• Нарушение пищеварения
• Сыпь
Антагонисты кальция
• Антогонисты кальция блокируют поступление ионов кальция в гладкомышечные клетки сердца и сосудов
• Это приводит к расслаблению сосудов и снижению АД
Наиболее распространенные антагонисты кальция:
• Амлодипин
• Лацидипин
• Фелодипин
• Нифедипин
• Верапамил
Нифедипин короткого действия может применятся только для купирования гипертонических кризов.
Побочные эффекты антагонистов кальция:
• Приливы
• Сердцебиение
• Головокружение
Антогонисты ангиотензина 2
• Это новая группа препаратов для лечения гипертонии
• Они защищают кровеносные сосуды от влияния ангиотензина 2
• В результате сосуды расширяются и АД снижается
Наиболее распространенные антогонисты ангиотензина:
• Ирбесартан
• Лосартан
• Валсартан
Побочные эффекты:
• Головокружение
• Тошнота
• В редких случаях может развиться аллергическая реакция в виде отека языка, глотки, губ, лица (прекратить прием и срочно обратиться к врачу )
Альфа-блокаторы
Альфа-блокаторы рекомендуются как средство выбора для лечения случаев сочетания АГ и доброкачественной гипертрофии предстательной железы (аденомы предстательной железы ).
Отмечайте на календаре время, когда Вам следует пополнить запас Ваших лекарств.
Пополняйте свой запас заранее, не дожидаясь, когда препараты закончатся
Пищевые добавки и другие средства для снижения артериального давления
Использование разрешенных и широко рекламируемых пищевых добавок, приборов и других технических средств медицинского назначения ( в том числе цирконевых браслетов ) не может считаться средством лечения АД и подменять применение рекомендованных врачом антигипертензивных лекарственных препаратов.
Следует избегать тех ситуаций, когда приобретение не рекомендованных, но разрекламированных средств, ограничивает или затрудняет покупку рекомендукмых врачом средств и препаратов для лечения АГ.
Артериальная гипертония - хроническое заболевание. Оно не мо¬жет быть пролечено одним курсом, как какая-то инфекция, напри¬мер ангина. Также невозможно периодическое лечение артериаль¬ной гипертонии. К сожалению, именно так лечатся сегодня в на¬шей стране многие пациенты. Не секрет, что очень часто пациенты принимают гипотензивные таблетки лишь в тот момент, когда при измерении артериального давления фиксируют его повышение или у них появляются неприятные ощущения (боль в затылке, голово¬кружение, тошнота, носовые кровотечения или даже боли в облас¬ти сердце). Достигнув нормальных цифр артериального давления, через два-три дня человек прекращает прием препарата. Это очень серьезное заблуждение! Фактически не леча артериальную гиперто¬нию, Вы создаете у себя иллюзию ее лечения. Только ежедневный пожизненный прием гипотензивных препаратов под таким же еже-дневным контролем уровня артериального давления и достижения его нормального уровня гарантирует Вам реальную профилактику инфаркта миокарда и инсульта.
Занятие№8
Заключительное
Цель: Правовые основы информирования больных в РФ. Закрепление полученных пациентами на предыдущих занятиях знаний и умений по основам профилактики, медикаментозного лечения, формирования активного осознанного отношения пациентов к оздоровлению и повышения приверженности к лечению.
Содержание.
Повторение основных теоретических и практических положений. Обмен мнением об организации Школы. Заполнение оценочной анкеты (оценка организации, качества и эффективности работы Школы).
Пути повышения приверженности к лечению.
Инструкция.
1. Обозначение значения приверженности пациента к лечению.
2. Контроль над полнотой и правильностью приобретенных знаний.
3. Информация по дальнейшему действию: ведению дневников, оздоровлению.
4. Обмен мнениями об обучении в Школе с рекомендациями и пожеланиями по совершенствованию работы.
Пути повышения приверженности пациентов к лечению
В современном мире растет понимание того, что здоровье людей является задачей не только общества, но и самого населения. Быть ак¬тивным участником решения этой глобальной проблемы могут только люди, владеющие определенной информацией о составляющих здо¬ровья, путях профилактики заболеваний, основных направлениях ле¬чения. Российским законодательством закреплены права пациента на определенную информацию о своем здоровье.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здо¬ровья граждан (Приняты ВС РФ 22.06.93, № 5487-1, ред. Федерально¬го закона от 02.03.98, № 30-ФЗ).
Статья 30. При обращении за медицинской помощью и ее полу¬чении пациент имеет право на:
* информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
* получение информации о своих правах и обязанностях и со¬стоянии своего здоровья.
Статья 31. Каждый гражданин имеет право в доступной для не¬го форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здо¬ровья, включая сведения о результатах обследования, наличии забо¬левания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их по¬следствиях и результатах проведенного лечения.
Статья 32. Необходимым предварительным условием медицин¬ского вмешательства является информирование о том, что необходи¬мо добровольное согласие гражданина.
Ас¬пекты терапии различные: немедикаментозные, медикаментозные, хирургические. Успех лечения зависит от взаимопонимания между медицинским работником и пациентом. Поэтому разъяснение боль¬ному сущности заболевания, причин его развития, факторов риска его возникновения, путей лечения - основной компонент всего комплекса терапевтических воздействий.
Факторы, влияющие на приверженность к лечению:
* пол,
* возраст,
* образование,
* характерологические особенности пациента,
* заболевание и информированность о нем,
* успехи предыдущих эпизодов или этапов лечения,
* сложность схем лечения,
* стоимость препаратов,
* побочные действия лекарств,
* фактор медицинского работника: врача, специалиста сестрин¬ского дела (их профессионализм, психологическая и педагоги¬ческая подготовка и т.д.),
* семейный фактор (наличие семьи, сходные заболевания у род¬ственников имеют особенно важное значение в обеспечении немедикаментозного раздела терапии. Приверженность к ле¬чению на уровне семьи достигается более успешно). Большинство из указанных факторов поддается коррекции. Цель образовательных программ состоит в повышении инфор¬мированности пациентов о заболевании, основных методах лечения, знакомство с необходимыми лекарственными средствами, их побоч¬ными эффектами, умение правильно действовать в угрожающих жиз¬ни ситуациях.
У обучающихся в Школе желательно при собеседовании или в письменном ответе на вопросы, включающие устранимые факторы, выяснить, какие из них наиболее актуальны для каждого слушателя. Постараться дать разъяснения по наиболее общим положениям. Предложить ввести коррективы в индивидуальные планы оздоровле¬ния, направленные на повышение приверженности к лечению.
Активная часть занятия посвящена проверке знаний и навыков, полученных в Школе.
С этой целью обучающимся раздаются заранее подготовленные вопросы, тесты, отражающие ключевые моменты каждого занятия, дается время для ответов на них. После небольшой подготовки пациентам предлагается озвучить свои ответы на вопросы. После каж¬дого ответа дается возможность другим присутствующим внести свои дополнения, поправки. Медсестра подытоживает каждый вопрос. Заканчивается этот раздел занятия подведением итогов, где медсестра представляет разъяснения по наиболее часто повторяющимся неточностям в ответах.
Проведение круглого стола может включать ответы как на зара¬нее подготовленные пациентами вопросы, так и на возникшие во время беседы. К участию в этой части занятия привлекаются все при¬сутствующие на заключительной встрече. Кроме вопросов и ответов на них, участники собеседования обмениваются мнениями, впечатле¬ниями по всем проведенным занятиям.
Заканчивается занятие подведением общего итога всего курса обу¬чения. Обязательно подчеркивается необходимость преемственности в дальнейшей работе всех заинтересованных лиц: слушателей Школы, членов их семей, медицинских работников.

Департамент здравоохранения Кировской области
Кировский областной центр медицинской профилактики Киров, 2006 г.


Создан 11 окт 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником